История атомного ледоходного флота берет начало во времена СССР, когда в 1959 году на воду был спущен ледокол «Ленин». Судно, способное круглый год ходить в арктических широтах и осуществлять проводку для доставки грузов по ледяному пути северных морей. Это время ознаменовано началом широкого освоения Арктики.
После распада Союза правопреемницей и обладательницей уникальной флотилии стала Россия. Атомный ледокольный флот выполняет стратегическую задачу национального присутствия в Арктике. Помимо этого, ледокольный флот участвует в спасательных операциях, научно-исследовательских экспедициях, помогает в выполнении экологической миссии на северных морях, возит туристов к северному полюсу и проводит суда через ледяные торосы для перевозки грузов и энергоресурсов из арктических месторождений.
На сегодняшний день в состав флота входят 4 атомных ледокола и один атомный лихтеровоз, способный самостоятельно передвигаться во льдах толщиной 1 м.
Перспективы развития атомного ледокольного флота напрямую связаны с развитием Северного морского пути и влияют на увеличение объемов грузоперевозок по этой транспортной артерии. Северный морской путь – в два раза короче классического маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал. Поэтому имеет потенциал для замещения части грузоперевозок, но в настоящее время основная нагрузка на СМП приходится со стороны ресурсодобытчиков,
Увеличение объема планируемых грузоперевозок по СМП зафиксировано президентом Путиным в национальных проектах России с заявленной цифрой в 80 тысяч тонн к 2024 году. Динамика объемов перевозки по СМП с 2017-го года, внушала определенный оптимизм:
2017 год более 10 млн т/г; 2018 г. – более 18 млн, т.г; в 2019-м – более 30-ти млн. т.г.
При таком ежегодном приросте прогнозы казались выполнимыми, однако, сегодняшний кризис, связанный с коронавирусом и падением экономической активности скорее всего очень сильно скорректирует динамику роста перевозок по СМП.
С другой стороны, кризис рано или поздно закончится, и стратегически важной остается задача увеличения количества ледокольного транспорта в акватории СМП для создания еще более конкурентоспособной транспортной артерии и обеспечения доставки грузов по нему.
В мае 2020 года заявлено о начале строительства самого большого и быстроходного атомного ледокола Лидер, способного проходить лед толщиной до 4 метров и двигаться с небывалой для этого типа судов скоростью в 24 узла, что в 2 раза выше, мирового рекорда в 12 узлов, зафиксированного на данный момент.
Судно «Лидер» будут строить около 7 лет и планируют спустить на воду в 2027 году. Возлагаемые надежды на супер-ледокол – это возможность круглогодично проводить суда по СМП, несколько сотен рабочих мест на борту, и для обслуживания судна. А также существенное уменьшение сроков движения по Северному морскому пути, то есть соблюдение так называемой «коммерческой» скорости доставки, которая для обычных судов достигает 10-12 узлов, а в условиях северных морей из-за льдов падает до 6 узлов.
В планах судоверфи, где будет разрабатывать «Лидер» постройка трех ледоколов этого класса. Мощных и быстрых, для эффективной проводки грузовых судов по акватории СМП и закрепления лидерского присутствия России в Северных широтах.
Материалы, предоставлены: Нефтетанк, Хакасия - 01.06.2020.