Материалы, предоставлены: Судострой, 08.11.2019
90% продукции российского судостроения выпускается для оборонного сектора, закредитованность предприятий достигает критических значений, а накопленный СССР научно-технический потенциал практически полностью исчерпан. Это не выдержки из секретного доклада ЦРУ, а оценка отрасли Минпромторгом РФ. Как именно государство планирует выходить из такого положения, – в сегодняшней статье блога "Судострой".
Довольно интересное событие произошло 28 октября. Премьер Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Подготовленный Минпромторгом документ заслуживает внимания тех, кто связан с судостроением, поскольку задаёт основные направления госполитики в отрасли. А государство пока что является основным игроком в данном бизнесе.
Что имеется:
Документ начинается с оценки общего состояния судостроительной отрасли, из которой можно узнать, что за последние пять лет около 90% всей произведённой отраслью продукции относилось к военному назначению.
При этом отмечается высокая накопленная кредитная нагрузка предприятий. Объясняется это высокими издержками, большими объёмами закупки комплектующего оборудования, а также длительными сроками строительства кораблей, судов и морской техники.
Ещё одной проблемой, как следует из Стратегии, являются кадры. В 2018 году в отраслевых организациях было задействовано около 186 тыс. человек (показатель стабильно растёт с 2013 года), средний возраст работников составлял около 45 лет. При этом в ряде регионов наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, а в целом по отрасли наблюдается несоответствие профессиональных навыков работников квалификационным требованиям.
В части, посвящённой научно-техническому развитию, отмечается, что созданный ранее задел практически исчерпан. Следствием этого является значительное отставание от мирового уровня по ряду направлений. Переход от военного кораблестроения к гражданскому судостроению тормозит высокая трудоёмкость и стоимость создания новых образцов по сравнению с иностранными аналогами, отсутствие навыков у разработчиков, а также неготовность научно-технической базы.
Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие построечных и спусковых сооружений для крупнотоннажного флота. На данный момент лишь несколько предприятий могут строить гражданские суда длиной более 170 м. К тому же, от зарубежных коллег российские верфи отстают в использовании компьютерных технологий и роботизации.
Что делать:
На фоне перечисленных проблем в правительстве видят потребности рынка и значительные производственные возможности для отечественных предприятий как в военном кораблестроении, так и в гражданском судостроении, включая экспорт.
Так, в Стратегии заявлена цель увеличить в 2,3 раза объём производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и доведении доли отечественной продукции в конечной стоимости гражданской продукции до 75%.
При этом рассматриваются три сценария развития отрасли. Например, по самому оптимистичному варианту к 2035 году в РФ планируется построить 23 газовоза, по пессимистичному – 4.
Не менее важная часть Стратегии – пятистраничный перечень мероприятий по достижению цели. Помимо стандартных пунктов о развитии нормативно-правовой базы, проведении НИОКР и разработке мер по увеличению экспорта, в отдельный пункт вынесено судовое оборудование. Среди мероприятий – создание центра компетенций СКО и развитие государственно-частного партнёрства по отдельным направлениям.
Гражданский судоремонт планируется развивать в рамках диверсификации центров, специализирующихся на боевых кораблях. Для своевременной поставки оборудования планируется создать единую информационную систему логистической поддержки сервиса и ремонта.
В общем, как это часто бывает, на бумаге всё звучит достаточно здраво и логично. Как будет на практике, покажет время. Из конкретики пока только то, что Минпромторг должен в течение полугода представить план мероприятий по реализации Стратегии.